Главная / Безопасность автомобиля / - - Активная безопасность

Активная безопасность автомобиля

Тормозная система

Тормозная системаОсновным из эксплуатационных свойств автомобиля, влияющих на безопасность его движения, является тормозная динамика автомобиля, полнота и оптимальность реализации которой связаны, в основном, с конструктивными возможностями, уровнем технического состояния и эффективностью действия автомобильных тормозных систем в различных условиях эксплуатации. 

В зависимости от своего функционального назначения тормозные системы автомобиля классифицируются по четырём типам: рабочая, запасная и аварийная, стояночная и вспомогательная. 

Все тормозные системы, которыми оснащено транспортное средство, допущенное к эксплуатации, должны быть работоспособны. Это означает, что их основные выходные параметры должны находиться в пределах, допускаемых соответствующей нормативно-технической документацией. Это основное эксплуатационное требование к техническому состоянию тормозных систем. Также, немаловажным требованием безопасности является идентичность конструкции тормозных систем и элементов гарантированной прочности, установленных на эксплуатируемом автомобиле, конструкции и элементам, требуемым предприятием – изготовителем. 

В практике нередки случаи не только самодеятельного изменения конструкции тормозной системы или её элементов, но и переоборудование салонов пассажирских автомобилей под большее число мест сидения или под их иное расположение, не предусмотренное конструкцией автомобиля. Такие "модернизации" без согласования завода – изготовителя также не допустимы. Так как тормозная система автомобиля проектируется под определённую полную массу, а также соответствующее распределение её по осям и "бортам" автомобиля, и нарушение этого распределения приводит к снижению эффективности торможения, которое может сопровождаться потерей курсовой устойчивости, т.е. заносом и разворотом при торможении автомобиля. 

Совокупность свойств тормозной системы (или тормозных свойств), обеспечивающих необходимые параметры процесса торможения автомобиля, называется эффективностью действия тормозной системы. Это понятие включает в себя два важнейших свойства: эффективность торможения и устойчивость автомобиля при торможении. 

Эффективность торможения и устойчивость при торможении взаимосвязаны. Чрезмерное увеличение первого свойства может неблагоприятно сказаться на втором. Резкая блокировка колёс автомобиля при высоком замедлении и слишком "коротком" времени срабатывания тормозной системы может нарушить предусмотренное конструкцией распределение массы по колёсам автомобиля, и вследствие разности сил сцепления колёс с дорожным покрытием автомобиль развернет. Чтобы этого не происходило, в конструкциях тормозных систем предусматриваются регуляторы тормозных сил или противоблокировочные устройства, использование которых снижает эффективность торможения на 10-15%, но при этом способствует сохранению устойчивости при торможении в различных условиях. Применение подобных устройств обуславливает увеличение коэффициента сцепления шин с дорогой либо за счёт изменения распределения тормозных усилий между колёсами по мере динамического перераспределения нагрузки на автомобиль, либо за счёт регулирования тормозных сил для поддержания оптимальных условий сцепления колёс. 


Рулевое управление

Рулевое управлениеПо важности наравне с тормозными системами управления автомобилем стоит его рулевое управление. Во многих конкретных реальных дорожно-транспортных ситуациях, когда торможение уже не может дать ожидаемого эффекта (например, занос), только применением своевременного и умелого манёвра с помощью рулевого управления можно избежать ДТП. 

От того, на каком уровне находится техническое состояние рулевого управления автомобиля, насколько оно надёжно, а также от умелого и правильного пользования им водителем зависит эффективность манёвра, управляемость автомобиля, в конечном счете, безопасность маневрирующего автомобиля и других участников движения. 

На легковых автомобилях широкое применение имеют травмобезопасные рулевые управления, подробнее о которых мы поговорим разделе пассивная безопасность. 


Автомобильные шины

В процессе эксплуатации наибольшему изменению технического состояния подвержена шина, находящаяся в постоянном взаимодействии с дорогой. При контроле исправности автомобилей следует иметь в виду, что шины часто выходят из строя в результате износа протектора и разрушения каркаса или повреждения боковин (порезы, проколы, разрывы) 

Износ рисунка протектора является основным видом разрушения шины. Истирание рисунка представляет опасность не столько в увеличении вероятности дальнейшего повреждения шины острыми предметами, сколько в ухудшении сцепных качеств шин, особенно на мокрых дорогах, что в значительной степени снижает тормозную эффективность и устойчивость автомобиля. 

Минимально допустимое значение остаточной высоты рисунка протектора должно составлять: 1,0 мм для грузовых и 1,6 мм для легковых автомобилей, 2,0 мм для автобусов. Для прицепных звеньев устанавливаются нормы остаточной высоты рисунка протектора шин тягового автомобиля. 

Для проведения визуального контроля, выпускаемые в настоящее время шины легковых автомобилей, имеют индикаторы износа протектора. Индикаторы представляют собой поперечные выступы высотой 1,6 мм, расположенные по дну канавки рисунка в шести сечениях по периметру шины. 

ШиныПротектор шин некоторых грузовых автомобилей имеет ряд конструктивных особенностей, которые следует учитывать при определении предельного износа. Так, шины с универсальным рисунком протектора в местах пересечения канавок имеют выступы (так называемые полумостики ), а шины с рисунком повышенной проходимости - уступы у основания грунтозацепов. На таких шинах предельный износ протектора замеряют по ближайшим к центру рисунка канавкам, но не в местах расположения полумостиков или уступов. Для шин, имеющих сплошное ребро по центру рисунка, замер производится по краям этого ребра. 

Недопустимы к эксплуатации шины со сквозными или несквозными порезами и разрывами, обнажающими корд каркаса. Причём даже небольшие размеры этих повреждений могут привести к опасным последствиям. Не допускаются также расслоения каркаса, Наличие инородных предметов (стекла, камней и др.), застрявших в протекторе или между сдвоенными колёсами. 

Темп и характер износа рисунка протектора, образование механических повреждений во многом зависит от внутреннего давления воздуха в шинах. Вместе с тем не соответствующее установленным нормам, как правило, заниженное давление воздуха является характерной неисправностью шин. Чтобы увеличилась грузоподъёмность автомобилей, некоторые водители увеличивают давление воздуха в шинах. 

Шины разной конструкции и различного типа рисунка протектора неодинаково ведут себя при маневре и торможении, от чего возникает опасность заноса и потери устойчивости автомобиля. Вот почему не допускается установка на одну ось или на сдвоенные оси автомобиля, автобуса, прицепа и полуприцепа шин различных моделей, в том числе шин диагональной конструкции (нити смежных слоёв корда перекрещиваются между собой под определенным углом) совместно с радиальными (нити корда расположены по окружности профиля шин). 

Большое количество (около 50%) бывших в эксплуатации покрышек и бескамерных шин восстанавливаются наложением нового протектора. В зависимости от их предремонтного состояния шиновосстановительные предприятия устанавливают (и обозначают на боковинах) первый или второй класс восстановления. 

На заснеженных и обледенелых дорогах могут применяться шины с шипами или цепями противоскольжения. При движении по таким дорогам на ошипованных шинах величина тормозного пути уменьшается почти в 2 раза, улучшаются устойчивость и управляемость автомобиля. 


Осветительные приборы

Осветительные приборыВ связи с тем, что поступление информации к водителю по зрительному каналу является доминирующим, конструкторская мысль автомобилестроителей направлена на обеспечение зрению оптимальных условий работы. Это можно усмотреть и в хорошей обзорности современных автомобилей, наличие регулируемых зеркал заднего обзора, использование широкозахватных стеклоочистительных устройств, широком диапазоне регулирования положения водительского сиденья и даже в устройствах и приспособлениях для создания и регулирования микроклимата в салоне автомобиля. Особое место среди устройств и приспособлений, облегчающих водителю зрительную работу, занимают световые приборы (фары и фонари). 

Комплект световых приборов – это набор сигналов для всевозможных дорожных ситуаций. Вовремя подать нужный сигнал – это значит даже предотвратить не только происшествие, а просто снять излишнее нервное напряжение коллег по работе. Каждый водитель знает, что движение без напряжения – это безопасное движение. Степень необходимости получения той или иной информации каждый водитель оценивает сам. 

Принцип действия всех световых приборов один и тот же – преобразование электрической энергии источника питания в световой пучок требуемой структуры и спектра. При работе осветительного прибора (фары) световой пучок воспринимается глазом опосредованно (только после отражения от дороги или от объекта дорожной обстановки). При работе светосигнального прибора (фонаря) наблюдатель воспринимает световой поток непосредственно. Отсюда понятно, что, например, фары можно считать и осветительным и светосигнальным прибором, так как водитель автомобиля, на котором они установлены, воспринимает их свет опосредованно, а встречные водители непосредственно. 

Почти в каждом световом приборе можно выделить следующие основные узлы: оптический элемент, корпус, элементы подвода питания, (кроме как у световозвращателей). Наиболее ответственным функциональным узлом является оптический элемент. Обычно он состоит из отражателя рассеивателя и лампы. Именно здесь, в оптическом элементе, происходит преобразование электрической энергии источника питания в световой поток требуемой структуры и спектра. Этот поток попадает на отражатель, который его концентрирует и превращает в направленный световой пучок. 

Рассеивателя в общем случае представляет оптически прозрачное тело, на рабочей поверхности которого выполнены специальные микроэлементы (призмы, линзы и призмо – линзы), предназначенные для перераспределения энергии в световом пучке, попадающем на него с отражателя. Другая, не менее важная функция рассеивателя – защитить рабочую поверхность отражателя, как от механических повреждений, так и от непосредственного воздействия факторов внешней среды. 

При движении днём зрительное восприятие любых носителей информации не вызывает существенных трудностей. Ночью или в условиях недостаточной метеорологической видимости (дождь, туман, снегопад, снежная или пыльная буря) восприятие информации ухудшается. Изменение естественной освещённости приводит к нарушению у водителя привычных представлений о дорожной обстановке, вынуждает его совершать ошибочные действия, способствует повышению риска попадания в ДТП. 

Ночью водитель выбирает скоростной режим, ориентируясь, в основном, по своим ощущениям, балансируя на грани комфорт – дискомфорт. Возможность увидеть дорогу представляют фары головного света – световые приборы, предназначенные в первую очередь, для того чтобы компенсировать недостаточность естественного освещения хотя бы в ограниченной части пространства. 

Носители маршрутной и режимной информации для водителя, попадающие в поле действия фар, можно подразделить на самосветящиеся и на не самосветящиеся. Светофоры, дорожные знаки с подсветкой, рекламные огни и даже светящийся жезл регулировщика – наиболее характерные представители самосветящихся носителей информации. Фары должны создать на дороге впереди автомобиля такую освещенность, при которой несамосветящиеся носители информации могли бы быть обнаружены как потенциальная или реальная опасность на расстоянии, превышающем остановочный путь для выбранной скорости движения. Все несамосветящиеся объекты, которые могут попасть в поле зрения водителя, имеют одно общее свойство. Каждый из них хуже или лучше может отражать попадающий на них свет. 

Именно для создания условий обнаружения препятствий на больших расстояниях автомобили оснащаются световыми приборами прожекторного типа – фарами дальнего света. С точки зрения безопасности движения, водителю необходимо своевременно обнаружить препятствие, находящиеся в пределах ширины проезжей части дороги. Следовательно, освещённость, создаваемая фарами на расстоянии, большем остановочного пути для некоторой конкретной скорости движения, должна быть не менее 2лк в пределах всей ширины проезжей части. Это основное условие пригодности фар транспортного средства по критерию безопасности в свободном (без встречного) режиме движения. 

При встречном движении автотранспорта может произойти кратковременная потеря видимости при ослеплении. Процесс это физиологический и неизбежный для любого водителя. При воздействии источника света большей яркости срабатывает физиологический защитный механизм и за доли секунды диаметр зрачка резко уменьшается. Процесс не поддаётся контролю сознанием. Он инстинктивный. 

Наибольшее распространение получил организационно – технический способ обеспечения безопасности встречного разъезда автомобилей ночью. Смысл этого способа в следующем: каждый автомобиль оснащается комплектом фар, позволяющих получить два принципиально разных по направлению пучка света. Один – для освещения дороги на большие расстояния при движении в свободном режиме и второй – для освещения дороги на существенно меньшее расстояние, но без ослепления водителя встречного транспорта (ближний свет или свет встречного разъезда).Эффективность этого способа обеспечивается не столько качественным изготовлением фар, сколько обязательным для всех водителей соблюдением правил пользования таким способом борьбы с ослеплением: тщательной регулировкой светового пучка ближнего света относительно автомобиля и дорожного полотна и своевременным (по меньшей мере, за 150 м) обоюдным переключением режима освещения с дальнего света на ближний свет при встречном разъезде. 

С целью повышения видимости в сложных метеорологических условиях на автомобилях используются специальные световые приборы – противотуманные фары. Основной особенностью таких фар является не жёлтый цвет (очень распространённое ошибочное мнение), а специальная структура светового пучка. Резкая граница между светом и тенью в верхней части сечения светового пучка и большой угол (60-160) распространения света позволяют при правильной установке противотуманной фары на автомобиле обеспечить освещение дороги и обочины с минимально возможной яркостью вуалирующей пелены.
К осветительным приборам автомобилей относятся также фары заднего хода – устройство, выполняющее две функции: обеспечение водителю получения информации о дороге при движении назад и передача остальным участникам дорожной ситуации информации о направлении движения автомобиля. Как и у любого другого осветительного прибора, эффективность фары заднего хода зависит от её установки относительно направления движения автомобиля и плоскости дорожного полотна. 


Элементы обеспечения обзорности с рабочего места водителя


Внутреннее зеркало заднего видаВ течение всего процесса движения автомобиля от начала до остановки водителю необходимо получать максимум зрительной информации об окружающей обстановке для того, чтобы своевременно заметить опасность принять меры для её ликвидации. Обеспечить выполнение этой задачи водителю во многом помогают зеркала заднего вида, система очистки наружных поверхностей стёкол от загрязнений и влаги, устройства защиты стёкол от замерзания и запотевания. Неисправности устройств обзорности с рабочего места водителя по степени опасности для движения находятся на втором месте после неисправностей тормозных систем. 

Внутреннее зеркало заднего вида должно обеспечивать возможность видеть с места водителя часть плоской и горизонтальной дороги шириной 20 м, расположенную на расстоянии не более 60 м позади автомобиля и линию горизонта. Правое наружное зеркало должно обеспечивать возможность видеть, начиная с расстояния не более 30 м позади водителя, часть плоской и горизонтальной дороги шириной не менее 3,5 м и линию горизонта. 

Автомобили должны быть оснащены работоспособным стеклоочистителем, предусмотренным их конструкцией. Отказы этих устройств чаще возникают вследствие обрыва электрической цепи или неисправности электродвигателя, нарушение герметичности или кинематической связи деталей воздушного привода. Вдобавок в процессе эксплуатации необходимо поддерживать на требуемом уровне частоту перемещения щёток по мокрому стеклу (не менее 35 двойных ходов в минуту), угол размаха щётки (не менее предусмотренного заводом изготовителем), качество очистки ветрового стекла, равномерность и синхронность работы щёток, также необходимо правильно устанавливать рычаги щёток очистителя, следить за обеспечением автоматической укладки щёток в исходное положение после выключения привода. У многих стеклоочистителей в процессе эксплуатации автомобилей, перечисленные характеристики ухудшены, из за чего нарушаются параметры обзорности, предусмотренные их конструкцией. 

Совместная работа стеклоочистителя и стеклоомывателя оценивается по следующему критерию. Очистка мокрого стекла считается удовлетворительной, если щётки на минимальной скорости вытирают полностью очищаемую зону не более чем за 10 двойных ходов для автобусов и не более чем за 5 двойных ходов для автомобилей. Допускаются не вытертые зоны по краям зоны очистки, общая ширина которых не превышает 10% длины щеток. 


Запоры дверей и бортов


На автомобилях применяются различные по конструкции запорные устройства, предназначенные для надёжного удержания дверей, капотов, багажников, отдельных кабин и бортов платформы в закрытом положении. Неисправности замков или их привода способствуют возникновению ДТП. Так, например, были случаи выпадения пассажиров в результате самопроизвольного открывания дверей, движущегося транспортного средства. Кроме того, непрочный замок под действием нагрузок при столкновении или опрокидывании автомобилей, может отказать, что увеличит тяжесть телесных повреждений людей, выбрасываемых из салона или через дверные проёмы. 


Звуковые сигнальные приборы

Одним из распространённых приёмов, используемых водителем для предупреждения ДТП, является подача звукового сигнала. Подобные действия преследуют цель известить невнимательного пешехода или водителя об опасности. В ряде дорожно-транспортных ситуаций эта мера может явиться единственной для сохранения безопасности. В качестве примера следует назвать обстановку, которая характеризуется небольшим расстоянием между автомобилем и пешеходом в момент, когда у водителя отсутствует техническая возможность предотвратить наезд. Такая ситуация в практике расследования наездов автомобиля на пешеходов встречается в 64% ДТП, возникающих в крупных городах. 




Rambler's Top100
© 2006-2017. При использовании текстов с сайта, активная ссылка на проект www.autofashion.ru обязательна.